Исак Бухман, Бостон (США)
isak-bukhman@comcast.net
Мой новый друг и коллега Владимир Затолокин из Казахстана попросил меня рассказать нашим
дорогим Казахстанским коллегам как я работаю с компаниями в Америке, Европе и Азии в области
обучения ТРИЗной технологии и практического использования этой технологии. Я с большим
удовольствием выполняю просьбу моего друга и надеюсь, что мои мысли и “глубокомысленные”
рассуждения будут приятны для слуха моих Казахстанских коллег и смогут привнести некоторую
свежесть в их практическую деятельность для развития и процветания Казахстана.
Прежде всего я хочу подчеркнуть, что считаю себя продолжателем ТРИЗ моего учителя Генриха
Альтшуллера. Моя скромная роль в этом направлении заключается в улучшении привлекательности и
дружелюбность образа ТРИЗ, а также в расширении спектра и технологии (техники) применения
ТРИЗ.
1. Пожалуй начнем с моего понимания структуры ТРИЗ (рис.1). Я преподаю ВСЕ части ТРИЗ,
представленные в этой структуре. Все они достаточно детально и в цвете описаны в моей книге ТРИЗ
Технология для Инновации (TRIZ Technology for Innovation). В настоящее время эта книга
выпущена на английском, китайском (традиционный и упрощенный варианты), корейском и
испанском языках.
Рис.1. Структура ТРИЗ
2. Естественно, что я работаю не только с частями ТРИЗ. На мой взгляд, ТРИЗ выполняет две функции
из трех, необходимых для развития систем. Это разработка образа более развитой системы и решение
проблем для трансформации этих образов в реальный дизайн, который можно производить, продавать
и использовать по назначению. Третью функцию – анализ существующей системы и вычленение
проблем, которые необходимо решить для реализации ее развития – ТРИЗ не выполняет. Я и мои
некоторые коллеги используем набор специальных методов для реализаци третьей функции, в том
числе: функционально-стоимостной анализ (ФСА); причинно-следственный анализ –
нахождение основных причин возникновения нежелательных событии (проблем); синтез
альтернативных систем; триминг – процесс выведения из системы вредных компонентов или их
полная или частичная замена и т.д.
3. Каждый раз, работая с командами инженеров моих заказчиков, я приобретаю новую частичку опыта
как лучше работать. Эти частички опыта интегрируются в новые составные части технологии моей
работы и она становиться более эффективной. Мои студенты учат меня лучше работать. На основе
этих практических находок разработаны: сценарии проекта; синтез альтернативных вариантов
решения проблемы; сценарии вариантов решении всех отобранных проблем для развития
данной системы и т.д.
3.1. Сценарии проекта мы применяем в качестве первого шага для ВСЕХ проектов. На это уходит от
одного до двух дней. В рамках сценарии проекта выполняются следующие работы:
a. Отчет об исходной ситуации подготовленной командой проекта, включая запрашиваемую
информацию. Для этой цели мы подготовили специальную форму;
b. Подготовка правильной темы проекта и основных требовании спецификации (изменение
значении выходных параметров системы);
c. Подготовка четких и понятных рисунков и эскизов для системы проекта;
d. Подготовка списка ожидаемых результатов;
e. Подготовка списка пространственных, временных вещественных и полевых ресурсов и их
параметров;
f. Определение наиболее эффективных направлении поиска решений проблем;
g. Разработка индивидуальной инновационной дорожной карты для проекта
3.2. Синтез альтернативных вариантов решения проблемы. Различные решения для одной и той
же проблемы могут иметь различные значения параметров по которым их сравнивают. Решение,
которое является лучшим по суммарным значениям всех параметров, может быть не самым лучшим по
некоторым из этих параметров. Рекомендуется разработка гибридного решения, которое сочетало бы
лучшие качества решений с наиболее высокими значениями всех параметров.
3.3. Сценарии вариантов решении всех отобранных проблем для развития данной системы.
Обычно приходится решать больше одной проблемы в проектах, связанных с развитием
существующих систем и разработкой новых систем. Естественно, что внедрение лучшего решения
только одной из проблем (при наличии изначально больше, чем одной проблемы) не является
процессом развития системы. Необходимо группировать лучшие решения (и\или гибридные решения)
для всех отобранных проблем. Мы называем эту группу — Сценарием Вариантов Решений Проблем.
Мы должны помнить, что лучшие решения (и\или гибридные решения) для всех отобранных проблем
не всегда работают эффективно вместе.
4. Мы объединили части ТРИЗ, специальные методы анализа существующей системы и вычленение
проблем, методы разработанные на основе опыта работы команд инженеров различных компании в ТРИЗ Технологию для Инновации. Для каждого проекта мы разрабатываем индивидуальную ТРИЗ инновационную дорожную карту которая представляет ТРИЗ Технологию для Инновации для данного проекта. Эта индивидуальная дорожная карта включает в себя только те части ТРИЗ и только те методы, которые необходимы для эффективного выполнения данного проекта. Наиболее полная ТРИЗ инновационная дорожная карта представлена на рис. 2 и включает в себя следующие части:
Часть 1. Анализ Системы и Выявление Проблем
Часть 2. Решение Проблем
Часть 3. Разработка Сценария Вариантов Решений
Рис.2. ТРИЗ инновационная дорожная карта для разработки проектов
5. Некоторые проекты за последние годы, в которых была использована ТРИЗ Технология для Инновации:
Повышение эффективности использование отходов тепловой энергии и потока выхлопных газов газотурбинного двигателя для энергетических потребностей боевого танка.
Увеличение эффективности фосфорного преобразования световой энергии синего цвета в
желтый – уменьшение потерь световой энергии при этом преобразовании (дизайн и технология производства светодиодов).
Уменьшение продолжительности высокотемпературного отжига текстурированной
электротехнической листовой стали.
Разработка концепции для нового (бесконтактного) процесса изготовления рулонного стекла для стеклянных подложек, для компьютерных и телевизионных дисплеев.
Решение проблем, связанных с захоронением и утилизацией радиоактивных отходов.
Использование эффекта лепестков Лотуса (цветок лотуса) для создания самоочищающихся поверхностей.
Разработка улучшенных адаптивных оптических систем для коррекции атмосферных искажении при наблюдении космических объектов.
Разработка улучшенных покрытии для крыш домов.
Разработка способа правильной ориентации объекта (прибора) после спуска (при контакте с поверхностью) при использовании парашюта.
Разработка первичной технологии культивирования и сбора морской биомассы (водорослей) с последующим увеличением ее плотности (удаление воды). Это биомасса используется как заменитель нефти при производстве горючего.
Позвольте также поделиться с некоторыми аспектами моего опыта работы, а также некоторыми мыслями по поводу иного.
A. Курс Развития Творческого Воображения включен в систему подготовки специалиста ТРИЗ 2-го уровня.
B. Курсы Развития Творческого Воображения и Развития Творческой Личности включены в систему подготовки специалиста ТРИЗ 3-го уровня.
C. Для аттестации на 1-й уровень кандидат должен сдать соответствующий экзамен\тест и продемонстрировать умение использовать полученные знания для решения проблем.
D. Для аттестации на 2-й уровень кандидат должен сдать соответствующий экзамен\тест и продемонстрировать умение использовать полученные знания в реальном проекте (не проблема, а проект).
E. Для аттестации на 3-й уровень кандидат должен сдать соответствующий экзамен\тест\интервью и иметь навыки руководства командой инженеров для разработки реального проекта. Кандидат на 3-й уровень также должен продемонстрировать свою готовность в подготовке специалистов ТРИЗ 1-2
уровней.
F. Я начинаю работать с компанией только через руководство компании. Вместе с руководителями
компании мы определяем каким образом внедрять ТРИЗ Технологию, над какими проектами в первую очередь надо работать и т.д. Работать с инженерами с их проблемами – это тупиковый путь. Инженеры не всегда правильно ориентированы в целях и проблемах компании. Их собственные проблемы во многих случаях не поддерживаются руководством. А значит нет на это
денег и времени.
Спасибо за Ваше время и внимание. Мы с Владимиром Затолокиным всегда готовы помочь и
поддержать Вас. Приглашайте нас, посещайте наши вебсайты, читайте книгу ТРИЗ Технология для
Инновации. Мы всегда будем Вам рады.
Контакты в Казахстане: Владимир Затолокин
+ 7 777 2106040 (whatsapp), info@pmikz.org